РМО математиков продолжает работу.
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

РМО математиков продолжает работу.

1 21 декабря 2015 в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Новосибирского района Новосибирской области - "Новолуговская средняя школа №57» был проведен семинар учителей математики Новосибирского района.

Тема семинара - «Обучение доказательству». Рассматривались следующие вопросы:

  1. Оценка планируемых результатов освоения программы;
  2. Как учить доказательству;
  3. Планирование работы на следующее полугодие.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и к расширению оценочного инструментария. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, при этом текущий контроль осуществляет учитель. Именно поэтому на семинаре РМО были подняты вопросы осуществления оценки учителем. Как интегрировать процесс оценки в образовательную практику, добиваясь его непрерывности и постоянства? По каким критериям оценивать и как изменяется при этом деятельность учителя и учеников в процессе оценивания? Что есть отметка и оценка? Вопросов возникло много, но основное внимание педагогов было направлено все же на оценивание предметных результатов, которые должны соответствовать Стандарту. Именно Стандарт задает ту планку оценивания, которая является единой для педагогов всей страны. Учителя обсудили подходы к составлению стандартизированных работ, требования к оценке работы, сроки проведения, анализ и мониторинг работы. А чтобы обсуждение не осталось только разговором, все это происходило с использованием конкретной стандартизированной работы, составленной и проведенной в своих седьмых классах Т.В. Бреховских. Оценили задания с точки зрения Стандарта, необходимости и достаточности по содержанию. Затем каждая группа получила конкретные работы учеников и проверила их в соответствии с инструкциями по проверке, так же предложенной учителем. Анализируя результаты, каждая группа заполняла определенные формы и выполнила мониторинг работ предложенной группы учеников: сколько ребят достигли базового уровня/ не достигли, достигли повышенного уровня; по каким результатам базового уровня необходима коррекция образовательного процесса. Решили, что в будущем на РМО такую работу необходимо продолжить.

По второму вопросу с докладом «Обучение доказательству» выступила учитель математики принимающей школы Е.А. Фенько. Рассказала об истории развития теории доказательств и дала несколько определений доказательства. Рассмотрела структуру и виды доказательств. В своем выступлении Евгения Александровна подняла несколько важных для учителей вопросов:

  • В каком возрасте необходимо учить доказательству ученика?
  • Когда мы воспроизводим готовые доказательства из учебника геометрии, мы учим доказывать, или нет?
  • В других школьных дисциплинах применяется умение доказывать?

После обсуждения выступления, которое протекало не гладко и открывало новые и новые аспекты темы, перешли к непосредственному доказательству на примере одной из задач доклада. И надо сказать, вопросов оказалось не меньше. Педагогам казалось, что организаторы семинара начинают доказательство не с того, делают слишком далекие и нерациональные заходы на доказательство очевидных для учителя фактов. И поневоле моим главным «послевкусием» семинара стала мысль: мы не учим доказывать, а изучаем доказательство готовых утверждений. Может быть именно потому, что мы не учим школьников задавать вопросы, приводить контрпримеры, применять критерий истинности (правильно-неправильно и почему), догадываться и опровергать, и получается, что обучение доказательству становится непосильной ношей для учителя, а умение доказывать – для ученика.

collage

Бреховских Т.В.

Методист МКОУ «ИМЦ»,

руководитель РМО математиков,

учитель математики МБОУ Криводановская СОШ № 22