Школа в годы Великой Отечественной войны - Страница 3
logo3

Новосибирский район    - территория развития

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА

Школа в годы Великой Отечественной войны

1941-1945 годы

Общее число школ - 35.

Учителей - 93.

Число школ, занимающихся в 2 смены - 28 (2005 уч-ся).

Из них: неполных средних школ - 15, средних школ - 2 ( Барышево, Каменка)

Всего учащихся - 8078: начальная школа - 5460, 5-7 классы - 2223, 8-10 классы - 395.

1941-1942 годы

Из Годового статистического отчёта (Опись 1. Архив 3. Дело № 58,59)

на начало учебного года:

Начальных школ - 34 , учащихся - 1356.

Неполных средних школ - 15, учащихся - 3254.

Средних - 2, учащихся - 861.

Из годового информационного отчёта ОБЛОНО по учебно-воспитательной работе в школах. Опись 1. Дело № 63

«Несмотря на трудности военного времени (школы располагались в мало приспособленных помещениях, занятия шли в 2-3 смены, сократилось количество учителей, отсутствие учебников и тетрадей и др.), большинство школ выполнили Программу. Годовые испытания показали организованность учащихся, повышение дисциплины и успеваемости. В большинстве школ города и районов шла перестройка изучения Конституции. Область располагала местными кадрами, а также эвакуированными учителями из Москвы, Ленинграда, Киева, которые имели методический опыт и историческую культуру….»

В соответствии с указом НКП от 17 августа 1941 года, была проведена перестройка учебно-воспитательной работы. Основные направления:

  • усиление работы по развитию практических навыков,
  • улучшение качества уроков,
  • более широкое использование наглядности и демонстрационных опытов,
  • рациональное использование времени для опроса,
  • систематическая работа по закреплению знаний,
  • усиление политико-воспитательной работы.

В воспитательной работе увеличилось число таких мероприятий, как внеклассное чтение, слушание радио, просмотр кино, посещение детей на дому, оказание им помощи, т.к. отцы ушли на фронт, матери были заняты на производстве.

Формы работы: политинформации, беседы, читки, пионерские костры, помощь в госпиталях, и организация помощи фронту (сбор средств на постройку военной техники, бутылок для уничтожения танков противника, металлолома, тёплых вещей) Комсомольцы и пионеры проводили концерты на полевых станах, помогали в уборке урожая в колхозах и совхозах.

Учителя продолжали методическую работу. В школах проводился контроль знаний. В Бердской школе № 2, и других практиковалась запись рекомендаций в отдельный журнал. Популярны были открытые уроки, обсуждение материалов «Учительской газеты и предметных журналов. В школе № 6 Бердска учитель Рихтер читала лекции. Активно работали предметные комиссии Проводились семинары при педкабинетах во всех районах.

Большую помощь оказывал Институт усовершенствования учителей. Научные сотрудники провели 38 командировок, из них 26 в сельские районы, проверили работу 162 школ, 8 педкабинетов, провели 146 докладов и лекций.

Подготовка к новому учебному году прошла своевременно. В сёлах открыто 125 детских чайных, детские лагери, при школах организовывались детские площадки. Руководители школ во время организовали заготовку дров. Но с 15 мая прекратился выпуск тетрадей из- за отсутствия бумаги.

1943-1944 годы

Из информационного отчёта ОБЛОНО о работе школ Новосибирского района ( Опись 1.  Арх. Фонд № 1366. Дело № 75).

В области большое внимание уделялось выполнению Закона «О всеобуче» Во всех районных центрах поддерживалась работа столовых (32 столовые- 5576 детей), в 559 школах организованы горячие завтраки. Работали 67 интернатов. Отмечена хорошая работа интернатов в Тогучинском и Маслянинском районах. Также оказывалась помощь одеждой и обувью. Однако Инспекторская проверка показала, что часть детей не посещали школу. В 28 районах 150 родителей были наказаны штрафом или привлечены к принудительным работам. Шло сокращение семилетних и средних школ (См. копию с. 3- Всеобуч и контингент учащихся). Снижалась и успеваемость учащихся.

На конец года по области 216708 учащихся (переведено-160327, оставлено на второй год- 32417, на осень-23959).

Причины по всем районам одинаковы:

  • отсутствие кадров -26%;
  •  в ряде школ отсутствие преподавателей математики, физики, химии, истории;
  •  в большинстве школ не преподавался иностранный язык;
  •  с высшим образованием -22%;
  • недостаток учебников (на 50 детей 18 букварей), мало было кружков.

Учителя практически не имели возможности повышать свой уровень ( отсутствие времени, Учительская газета была по минимуму (4 газеты на район).

- смена руководителей школ и недостаточный уровень руководства.

ОБЛОНО регулярно проводило проверки школ. Отмечено по Новосибирскому району: хорошие навыки грамматического разбора учащимися начальных классов Толмачёвской школы № 2, хорошие знания по математике учащихся Бердской школы ( учителя Лубникова, Тверских, Портных), в Толмачёвской школе; высокий уровень преподавания русского языка в Новолуговской неполной средней школе (учитель т. Гутовская).

Хорошие знания по физике показали учащиеся Толмачёвской школы (учитель Кудряшова), в целом в этой школе хорошая подготовка учащихся 8, 10 классов, но слабо решают задачи по математике (учителя Гурмаев, Соломников).

Большое внимание уделяют организации уроков, ответственности и поведению учащихся. на уроках химии и биологии в школах Искитимского и Новосибирского районов, особенно в школе № 24 Обского совхоза (учитель Марченко).

Но слабое преподавание в школах района естествознания и истории в 3-4 классах, недостаточная работа по привитию практических навыков. Слабые знания учащихся по биологии в школах № 24 и Толмачёвской. По истории учащиеся плохо знают даты. Синхронистические таблицы в Новосибирском районе использует только один учитель Мочищенской школы т. Журило. Не используются карты в учебниках по истории и географии в Толмачёвской школе (учитель Коломников), в Каменской школе учитель Сальников.

Во всех районах области были поставлены задачи по реализации приказа НАРКОМПРОСА Р.Ф. от 10.08. 44 года « О введении 5-и бальной системы оценки успеваемости». Главное – повысить ответственность за обучение и требование - «прекратить погоню за %!». Для повышения качества воспитательной работы были введены «Правила для учащихся. Комсомольские и пионерские организации, выполняя решения 12 Пленума ЦК ВЛКСМ, оказывали большую помощь в работе отделам образования. Учителя районов стремились проводить уроки и внеклассные мероприятия на более высоком уровне. Красочно оформлялись альбомы, плакаты. В практике была подготовка монтажей. В школе № 24 Обского совхоза и Новоельцовке выпускались содержательные общешкольные стенгазеты.

Уменьшилось количество неуспевающих учащихся, особенно среди комсомольцев и пионеров. Росло количество детских организаций. В Новосибирском районе на 1.06.44 года было 7 250 учащихся. Из них 1975 пионеров. По сравнению с 1943 годом рост - 375 человек.

Совершенствовалась методическая работа. В апреле 1944 года прошло областное совещание по внешкольной и внеклассной работе, по развитию технического творчества и натурализации.

При подготовке к новому учебному году большинство школ своевременно провели ремонт. Постепенно освобождались школьные здания, занятые в годы войны под особые нужды. ( По области под госпитали было занято 32, под ремесленное училище- 1, под эвакуированные институты и техникумы-5, для военных постояльцев-8.,для эвакуированных рабочих-1, для других нужд-2).

Школы выполнили план по заготовке дров, но вызывало тревогу подготовка к отопительному сезону и подготовка квартир для учителей в Колыванском, Коченёвском и Новосибирском районах. В Новосибирском районе из 7155 куб.м. по плану заготовили 3024, а вывезли 928 куб.м.

В 1944-1945 году ужесточалась ответственность руководителей школ и местных советов. ( См. копию архивного документа по заметке М. Олейник).